История храма
Очерк из книги «Уфимская епархия Русской Православной Церкви, справочник-путеводитель» (Москва, 2005 г)
Коренные жители села – кунгуряки – потомки выходцев из Пермской, Вятской и Новгородской губерний. Село стоит при речках Нижнем Ике и Шигиле близ впадения в р. Ай. Кирпичная Ильинская церковь была построена в ~1830-35 гг. в классическом стиле на средства прихожан с одним престолом в честь святого и славного пророка Божия Илии. Трапезная и колокольня перестроены и поновлены в 1873 г. С того же времени в селе существовала и земская школа. В приходской деревне Бобиной церковно-приходская школа существовала с 1894 г.
В начале ХХ в. в окрестных (бывших приходских) деревнях – Малоустьикинском и Бобине возникли свои деревянные церкви. По данным на 1883 год здесь служит о. Василий Фелицын, на 1889 г. – о. Павел Аргентовский, на 1912 и 1915 гг. – о. Кузьма Генерозов, на 1917 г. – о. Иоанн Фадеев. В списках 1934 г. церковь уже не значится как действующая.
Вскоре после закрытия храм был изуродован: снесены барабан, купол, колокольня, алтарь – в здании устроен сельский клуб. Здание храма возвращено верующим в 1991 г.Старых фотографий не сохранилось. На основании свидетельств старожилов, помнивших прежний вид, и по классическим аналогам архитектор Ю.А. Пацков (ныне покойный) выполнил проект реставрации.
История села Большеустьикинское
(из архива музея Большеустьикинской школы №1)
Почти 200 лет стоит в окружении лесов и гор, покрытых сосновыми борами и березовыми лесами, село Большеустьикинское. По тем временам за рекой Ай жили башкиры (ныне д. Сальзегулово), и все земли, окружающие Большеустьикинское, принадлежали башкирам — их называли вотчинниками, т.е. хозяевами земли.
Из малоземельных областей сюда, в эти края, стекались татарские, русские, марийские крестьяне. Стали крестьяне сажать картофель, сеять рожь на земле, которую они меняли поначалу грядками. Меняли землю на смолу и деготь — производили их из бересты (березы). Производство смолы и дегтя стало главным занятием крестьян. Все больше и больше людей пребывало в эти края. Башкиры предоставляли в их пользование земельные угодия, за что пришлые должны были платить ежегодно денежный оброк.
1 декабря 1800 г. переселенцы из Кунгурскоро уезда Пермской губернии заключили договор с башкирами. От имени башкир Кошсинской волости договор составил старшина Кутут Исекеев, от имени крестьян — Самоил Акулов и Семён Редькин. Из договора было видно, что земли были представлены не в десятинах, а просто по урочищам, горам, берегам рек, а река Ай стала границей. 1800-й и считается годом основания Большеустьикинского. За пользование земельными угодьями переселенцы должны были заплатить 500 рублей и платить ежегодно по 40 рублей оброку в течение 40 лет. После 40 лет башкиры могли отобрать эти земли обратно. Русские крестьяне поселились в количестве 50 дворов, и новое селение получило название Устьикинское, так как деревня расположена в устье реки Ик, хотя иногда наше село называют Шигили — по названию ручейка, берущей начало неподалеку от села. Население Устьикинское увеличивалось быстро. В обжитое место приходили все новые группы крестьян. Уже в 1816 году здесь жило 218, а в 1836 г. — 450 душ мужского пола, не считая женщин. Земли, отведенной по договору, не хватало для хозяйствования, и крестьяне стали самовольно захватывать башкирские земли. Это вызывало недовольство и жалобы башкир и приводило к спорам и столкновениям. В 1835 году устьикинцы построили церковь. Строительство церкви привлекло генерал-губернатора Оренбургского края Перовского на сторону крестьян. Перовский ходатайствовал перед главнокомандующим башкирским войском Циалковским, о передаче оброчных земель в полное и постоянное владение устьикинцев. Уфимский епископ Иоанникей просил отвести для церковнослужителей 99 десятин земли. Дело о земле решилось в пользу крестьян Устьикинского. В 1847 году по новой нарезке они получили 15 десятин земли на душу мужского пола без всякой платы оброка башкирам.
Деревня с каждым годом росла, в ней появились новые дома. Самой первой улицей Устьикинского надо считать улицу Революционную. Затем стали появляться и другие улицы. В начале ХX века деревня начинает менять свой облик: она стала большой, появились красивые пятистенные дома, покрытые железом. В 1873 году в Большеустьикинском была построена школа по просьбам жителей села, и построена она была на деньги самих крестьян. Это было двухклассное училище, и размещалось оно в деревянном доме. Первым учителем был Лукин Дмитрий Васильевич.
Такова краткая история нашего села. Ныне Большеустьикинское — административный центр Мечетлинского района. В различных концах села идет строительство, выросло много новых улиц, ровными рядами выстроились двух — и трехэтажные кирпичные дома, две средние школы, аптека, больничный комплекс, узел связи, почта, дом культуры, здание Сбербанка, детские сады, библиотеки, кинотеатр. Профессионально училище готовит механизаторов для села. В наших санаториях отдыхают взрослые и дети со всей республики.
Историческая записка о храме Трёх Святителей, с. Большеустьикинское, Мечетлинского района Республики Башкортостан
В 1830 г. в селе Большеустьикинское была построена каменная церковь в честь пророка Божия Илии. Она славилась по всей округе красотой и благолепием своего внешнего и внутреннего убранства. В годы гонений на Православную Церковь храм был превращён в плачевное зрелище – были разрушены купольная, колокольная и алтарная части. Долгие годы здание использовалось под клуб и в 1990 г. было возвращено верующим в аварийном состоянии.
В 1991 г правящим архиереем Уфимским и Стерлитамакским Анатолием Кузнецовым выдан антиминс для служения и наименования в честь Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого). С 1996 г. начались проводиться строительно — восстановительные работы по восстановлению храма. Старых фотографий не сохранилось.На основании свидетельств старожилов, помнивших прежний вид, и по классическим аналогам архитектор Ю.А. Пацков (ныне покойный) выполнил проект реставрации. Проектной организацией «Башкиргражданпроект» благотворительно был выполнен проект реконструкции храма (архитектор Пацков Ю.А., ГИП Першин А.А.). В 1997 г. был разрушен современный пристрой и на его месте выстроена колокольня.
На средства благотворителей был приобретён полный комплект колоколов. Затем в 1999 г. началась реконструкция купольной части, богослужения временно проводились в современном пристрое на месте алтаря, в котором в годы советской власти находилась художественная школа. Были возведены кирпичные своды и барабан, увенчанный куполом из нержавеющей стали.
Следующим этапом в 2003г. стала реконструкция, а по сути новое строительство алтарной части храма, для этого пришлось предварительно разрушить пристрой.
По завершении основных строительных работ в 2004 г. начался не менее сложный и затратный этап – внутренние отделочные работы. Был изготовлен иконостас и клироса – с резьбой по дереву ручной работы. Были расписаны своды, внутренняя часть купола алтарная и трапезная части храма.
Все строительно — восстановительные работы проводились исключительно на средства благотворителей и собирались «с мира по нитке». В настоящее время здание храма приобрело благолепный внутренний и внешний вид. Но работы по реконструкции завершены. Но необходимо дописывать иконы в иконостас и клироса.
Этапы реконструкции храма Трех Святителей:
- 1996г. – сбор стройматериалов.
- 1997г. - сделан фундамент под колокольню.
- 1998г. - кирпичная кладка колокольни.
- 2000г. - возведение сводов храма.
- 2001г. - завершение сводов и заливка полов.
- 2002г. - возведение купольной и завершение кладки колокольни.
- 2003г. - строительство алтарной части храма.
- 2004г. - завершение алтарной части и строительство воскресной школы.